Translate

четверг, 4 апреля 2013 г.

Доктрина Сострадания




1. Согласно гаура-вани, душа, имеющая природу сат-чит-ананды, в вечной духовной яви Голока Вриндаваны, вечно любит Радху и совершает бескорыстное преданное служение Кришне.

2. Её любовь - согласно природе севананды (ЩБ 1.2.6) - имеет характер абсолютной непрерывности (апратихата). Т.е., не смотря на то, что бхакти-йога, чистая любовная взаимосвязь, предполагает свободу как свой фундамент, тем не менее, она не предполагает злоупотребления этой свободой.

3. Следовательно, не смотря на то, что душа, принадлежащая к пограничной природе (с одной стороны она соприкасается с йога-майей, энергией любви, с другой - с маха-майей, энергией эгоизма) и имеющая бесконечно малые размеры по сравнению с безграничной маха-майей, имеет возможность выбирать, ей, вечно обусловленной безграничной йога-майей, т.е. вечно и безумно любящей Хару и Хари и непомерно счастливой от этого, не свойственно выбирать возможность наслаждаться вне любовного общения с Божественной Четой, самостоятельно, в одиночестве.

4. Стало быть, можно понять, что в сознании души принципиально не может существовать мига зависти к Богу как к бхагавану, мига, который мог бы прервать непрерывный поток севананды в чит-кале, духовном времени чистого преданного служения.

5. Высшим проявлением любви (согласно мнению ачарьев, допустим, Щрилы Вищванатхи Чакраварти Тхакура) является ануграха-щакти, энергия сострадания. Она, как он пишет в Мадхурья Кадамбини, - царица всех щакти Господа и читта-видравини-акаршини-щакти, т.е. "Та, что растапливает сердце Кришны и полностью владеет Им" (что подтверждается 25-ым качеством Радхарани: Она полностью держит Кришну под Своей властью).

6. Потому, когда према самопроизвольно концентрируется до своего экстремума, душа естественным образом жаждет проявить сострадание, т.е. хочет подарить сладчайший вкус радха-премы (сладчайший вкус безумной любви Хары к Хари) каждой душе, даже ценой пожертвования собственным общением с Божественной Четой во враджа-лиле, в вечной духовной яви, собственным счастьем личного присутствия рядом с Ними, которое поддерживается ахлада-щакти Господа и проходит в части сознания Бога и души, занимающей 3/4-ти от полного бытия.

7. Так душа, мечтая о гаура-лиле, т.е. о том, чтобы все души могли ощущать сладость маданакхъя-махабхавы (экстатического любовного безумия) Щри Хары, погружается в мистические грёзы Маха-Вишну, в Его йога-нидру, проходящую в 1/4-ой части сознания Бога и души, таким образом, соприкасаясь с махат-таттвой, природой грёз Бога.

8. Так душа по собственному сильному желанию, т.е. абсолютно осознанно, погружается в аударья-лилу Гауранги, во внутренне пространство Харе Кришна маха-мантры.

9. Однако, есть один важный нюанс: чтобы иметь возможность полноценным образом проявлять сострадание, душа должна на личном опыте, т.е. практически, выстрадать эту способность, выстрадать всю боль разлуки с радха-премой. Это суть психологический аспект данного предприятия.

10. Также есть и технический аспект. Жертвуя счастьем личного общения с Божественной Четой на Голоке (которое поддерживается ахлада-щакти Господа), душа, безумно влюблённая в Хару, ради Неё алчет явить то, что больше всего удовлетворит Кришну, а именно - хладини-щакти Хары.

11. Кришна (в контексте щрингара-расы, т.е. в контексте Своего высшего и самого вкусного любовного взаимообмена) полностью удовлетворён лишь Радхой и полностью лишь Ей обусловлен - Её хладини-щакти, и, тем более, высшей мерой выражения этой энергии - читта-видравини-акаршини-щакти, энергией, которая растапливает Его сердце и полностью держит Его под Своей властью, т.е. удивительными состраданием, щедростью и великодушием Радхарани, и это духовный факт. И душа, исполненная выплёскивающимся через "край" её сознания нектаром беспричинной севананды, непроизвольно хочет доставить Господу высшее удовлетворение.

12. В связи с этим (техническим) аспектом душе необходимо под действием маха-майи забыть о природе своего счастья во враджа-дхаме, поддерживаемого ахлада-щакти Господа (в вечной духовной яви, в 3/4-ых бытия), дабы проявить высшую меру хладини-щакти Радхарани в аударья-дхаме (в вечных духовных грёзах, в 1/4-ой бытия), т.е. в према-нама-санкиртане Гауранги, - что и обеспечивается душе по Его милости за счёт служения Ему материальной энергии.

13. Когда же душа, являющаяся каманугой, т.е. "страдающая" трансцендентным вожделением, иначе говоря, согласно природе своего экстаза бхава-иччхамайи жаждущая подарить Радху всю целиком Кришне, а Кришну - Радхе, а также имеющая статус кайа-вьюха-рупы Радхарани, т.е. наслаждающаяся любовным взаимообменом с Радхикой в щрингара-расе, а потому (согласно мнению Щрилы Бхактисиддханты Тхакура Прабхупады, которое он высказывает в Анубхашье) имеющая положение щакти-таттвы, погружается в 1/4-ой части своего сознания в мистические грёзы о гаура-лиле, она, входя в пограничную область бытия - татастху Маха-Вишну, в 1/4-ой части своего сознания принимает статус джива-таттвы.

14. Именно в области татастха (а не в самой духовной яви, где душа пребывает в бодрствующем состоянии джаграта), соприкасаясь с махат-таттвой, энергией грёз Бога, душа обусловливается тремя гунами материальной природы (природы грёз), а в самом начале - её первым элементом (принципом) ахан-кары (ложного "я"), инспирирующим у души жизненные концепции ахамта ("я") и мамата ("моё"). Именно в области татастха душа погружается в состояние свапна (кармического сна), и так начинается процесс "выстрадывания" острой боли разлуки с радха-премой ради способности сострадать так, как это делают Сами Гауранга и Радхарани (сладко мучаясь в разлуке со своим Идеалом). Так начинается процесс обретения душой вечного тела (садхъя-дехи) в аударья-лиле Господа.

15. Карма - это взгляд на процесс пробуждения (боддхи) с позиции материализма, вед. С т.зр. же гаура-вани (доктрины Гауранги) карма - это череда самскар - необходимых душе для её пробуждения духовных впечатлений, которые она получает в круговороте перерождений (самсаре).

16. В конце концов по милости чистых преданных, пробудившихся душ, парамахамс, маха-бхагават, душа тоже пробуждается во внутреннем пространстве Харе Кришна маха-мантры и вспоминает причину своего прихода в материальный мир: ей просто-напросто страшно хотелось дарить сладчайший вкус радха-премы (запечатлённый в югала-наме) каждой спящей душе, дабы каждая душа тоже пробудилась и начала воспевать, являя высшее великолепие Святого Имени. Это счастье дайа-расы в миллионы и миллионы раз сильнее счастья непосредственного общения с Божественной Четой во Врадже.

Примечание: Здесь описан взгляд на причину прихода души в материальный мир с т.зр. гаура-вани. Эта концепция не противоречит ни одной щлоке ЩБ и ни одной цитате Щрилы Прабхупады. Хотя в описании употребляются глаголы временного характера, однако на самом деле всё, о чём говорится здесь, существует уже как вечность, ибо все состояния сознания души существуют одновременно и вечно.



Ознакомившись с этим материалом, один мой друг написал мне следующее:

"Суть "теории"... ясна. Собственно я бы выразил это примерно так:

1. У души нет повода злоупотреблять свободой, ибо "от добра добра не ищут".

2. Аударья-лила является высшей лилой в мадхурья-расе, её обретение
требует "жертвы" в виде посещения экапада-вибхути. Суть лилы — в
сострадании и желании передать высший вкус.

3. Души осознанно идут на эту жертву в поисках высшего вкуса.

4. Падения не было.

Логика мне всё-таки кажется странной по двум причинам:

1. Нет оснований строить именно такую схему; кроме того замечания
Прабхупады о "падении" (которые тоже есть) игнорируются, т.е. по крайней мере, эта теория не полна. С точки зрения математики неучёт необходимых исходных данных является признаком ошибки.

2. Логика страданий "блудного сына" как способа "вернуть память" кажется более естественной, чем логика обретения высшего вкуса в забвении Бога и в "возвращении памяти" тем, кто ещё не вспомнил, теми, кто уже вспомнил, при том, что все они из одной "обоймы" искателей высшего вкуса. Получается, что мы сами организуем пожар, чтобы потом из него спасать коллег..."

В свою очередь, я ответил ему следующим образом:

"Относительно же Ваших сомнений по поводу якобы нелогичности данной, так сказать, доктрины, могу сказать следующее:

1. Так сказать, "схема" на самом деле не является какой-то надуманной, искусственно выдуманной и притянутой "за уши" извне, из области блуждающего в измышлениях ума парадигмой, но является на самом деле сватах-сиддха-джняной - самопроявляющейся истиной. Её аутентичность и интуитивная (очевидная для чистого, влюблённого ума) природа подтверждается тем фактом, что способность практическим образом сострадать тем, кто не любит Хару вечно и безумно, спонтанным образом вызывающая в сердце неутомимую жажду помощи спящим душам, никак иначе нельзя обрести, как только через личный опыт психических страданий и внутреннего плача от острой боли в разлуке с любовью Хары к Хари, т.е. в разлуке с Радха-премой.

2. Доводы ЩП о "падении" ни в коем случае не игнорируются. "Грехопадение" (забвение душой своей природы) всё-таки, можно сказать, происходит (как и пишет иногда Прабхупада), но! - а) по собственной воле доставить Кришне максимальное удовлетворение и б) при соприкосновении с махат-таттвой, энергией мистических грёз Кришны, т.е. когда душа погружается в мечты о гаура-лиле, в которых ей в связи с техническим и психологическим аспектами предприятия необходимо забыть о своём счастье в кришна-лиле. Иначе говоря, так называемое "грехопадение" происходит уже в области татастха Маха-Вишну, а не в сфере вечной духовной яви Господа (три-пада-вибхути).

3. Логика страданий "блудного сына" релевантна (и кажется "естественной") лишь в стезе эгоистического мировоззрения, т.е. при допуске того факта, что в неразрывном и бесконечном потоке севананды (можно читать чит-калы) каким-то образом мог возникнуть разрыв, а именно - миг зависти души к Богу как бхагавану, миг, когда душа пожелала наслаждаться независимо от Кришны, - что принципиальным образом исключается на уровне ананда-майи, т.е. в области три-пада-вибхути как согласно щлоке 1.2.6 ЩБ, так и согласно той психологической фундаментальной концепции, с т.зр. которой и чистая любовная взаимосвязь (сварупа-сиддха-бхакти-йога), и чистое практическое преданное служение, свободное от кармы, гьяны и йоги (аньябхилашита-щуньям.., анукульена-кришна-ану-щиланам) предполагают абсолютную свободу как свой фундамент, но, тем не менее, не предполагают злоупотребления этой свободой.

4. 4. "Получается, что мы (камануги) сами" ради нашей возлюбленной Хары безудержно "вожделеем" доставить Кришне как Гауранге ("созревшему" Кришне - выражение Гоур Говинды Свами) удовольствие высшего вкуса. В этом и заключается наше счастье, счастье севананды. Обеспечивается же этот процесс удовлетворения такой нашей самопроизвольной трансцендентной алчности (лаульям) с одной стороны - посредством "разжигания пожара" эгоцентризма у души в той области её сознания, в которой она погружена в сон, т.е. в 1/4-ой его части, говоря подробнее, посредством преданного служения Гауре материальной энергии (бахиранга-щакти) и в качестве действенной причины (нимитты) или маха-майи, и в качестве вещественной причины (упаданы) или прадханы, а с другой стороны - посредством преданного служения Гауре духовной энергии (антаранга-щакти), в результате "звучания" которой глубоко в наших сердцах (на самом дне пямяти души, духовной личности) всегда остаётся желание некоего чудесного, скажем даже, иррационального счастья (на самом деле неугомонная жажда любить вечно и безумно свой идеал, бескорыстно и беззаветно служа ему), в которое человек (хоть атеист, хоть кто - просто на своём уровне понимания и восприятия) всё равно (осознанно или неосознанно) верит и которое и является на самом деле истинным, эзотерическим мотивом деятельности хоть отдельного индивида, хоть всей цивилизации в целом.

В принципе Вы верно и кратко отобразили суть доктрины гаура-вани в 4-х пунктах. Однако, так сказать, предвосхищая вопросы, которые вполне могут возникнуть на этот счёт (у Вас ли, или ещё у кого-нибудь из садхак), мне бы хотелось прокомментировать ещё раз 2-ой пункт, а именно следующее:

"2. Аударья-лила является высшей лилой в мадхурья-расе, её обретение требует "жертвы" в виде посещения экапада-вибхути. Суть лилы — в сострадании и желании передать высший вкус."

Дело в том, что бхакты могут задать вполне разумный вопрос (по-моему, Матаджи Арчи задавала мне его, когда по этому поводу шла полемика в моём блоге в связи со статьёй "А было ли падение? или самая сложная вещь) : "Не значит ли утверждение, что "способность сострадать нужно выстрадать" то, что души в реальности три-пада-вибхути (а это значит - на уровне сознания ананда-майи) не обладают всем совершенством духовной мудрости, не исполнены в полной мере всей потенцией чит (самвит-щаки)?

Ответ кроется в духовном факте несоизмеримости и несопоставимости временной категории вечной духовной яви и вечных духовных грез (мира эка-пада-вибхути). То, что души в области вечных духовных грёз, в 1/4-ой части своего сознания, по мере пробуждения (боддхи), находясь в круговороте перерождений и накапливая самскары (духовные впечатления), необходимые для пробуждения, могут оставаться в состоянии свапна (кармического сна) множество дивья-юг и даже маха-кальп (жизней Брахмы), вовсе не означает, что параллельно этому процессу в 3/4-тях сознания души (в состоянии джаграта, бодрствования) проходит сколько-нибудь времени вечной духовной яви (чит-калы).

Это подобно тому, что мы во сне можем прожить всю свою вымышленную и нафантазированную жизнь, а, между тем, мы пролежим на кровати всего, может, пару секунд, в течении которых нам будет сниться этот, условно говоря, "долгий", в целую жизнь, сон. Также и тут: в 1/4-ой части сознания души (нитья-баддхи) проходит "целая вечность", а в части, занимающей 3/4-ти от её целого сознания (нитья-мукта) не проходит ни мига чит-калы.

Потому будет вполне корректно (и с т.зр. логики, и с т.зр. онтологии) говорить о том, что на самом деле душа, пребывая в состоянии джаграта, т.е. бодрствуя в вечной духовной яви, уже обладает потенцией ануграха-щакти (сострадания).

Однако для того, чтобы эта потенция в полной мере проявилась в гаура-лиле как удивительные (адбхута) милосердие (карунья), щедрость (ваданья) и великодушие (аударья) по отношению к ещё спящим душам, не способным пока ещё жить одной лишь сладостью (мадхурьей) радха-премы, душе в 1/4-ой части своего сознания, т.е. как нитья-баддхе, необходимо приобрести личный опыт острой боли в разлуке (вираха-видхура) с радха-премой, который с т.зр. реальности джада-калы может занимать невероятно огромное количество времени, но с т.зр. реальности чит-калы не иметь вообще никакой длительности."

Комментариев нет:

Отправить комментарий